Претензия по договору займа

Займы Онлайн
Договор займа

Предыдущая статья:

Следующая статья:

Любое соглашение предполагает выполнение сторонами, возложенных на них прав и обязательств. В случае если кто-то уклоняется от выполнения пунктов, указанных в договоре, второй субъект вправе обратиться в суд. Законом защищены права граждан, поэтому в качестве инструмента для досудебного урегулирования, предлагается составить претензию.

Что  это такое, и в каких случаях составляется

Претензия составляется в том случае, когда одна из сторон соглашения выражает недовольство по отношению к другой, в связи с полным или частичным невыполнением условий договора.

Другими словами это жалоба, которая должна быть основана только на правдивых фактах и подразумевает нарушение прав лица, которое является автором таковой жалобы.

Возникает необходимость в составление претензии, когда между сторонами договора возникают спорные ситуации. В основном они касаются суммы долга и порядка их возвращения.

Прежде, чем переходить к составлению искового заявления недовольная сторона составляет претензию. В связи с этим ей отводиться роль досудебной регулировки отношений между кредитором и заемщиком. Как показывает, практика претензионное производство позволяет сэкономить на расходах, связанных с оплатой госпошлины.

Также следует учитывать, что судебный процесс занимает много времени, поэтому лучше решить вопрос при помощи претензии. Она выступает в качестве защиты прав юридических и физических лиц.

Не только претензия используется в качестве досудебного урегулирования спора. В договоре займа может быть указана другая форма, например, составление и направление писем, заявлений или телеграмм.

При этом следует отметить, что претензия может быть обязательной, если это предусмотрено законом или было указано в договоре займа. В случае если данный пункт будет пропущен, то при составлении искового заявления, суд вернет документы заявителю.

Как понять, что имеющийся договор займа предполагает составление претензии? Информацию необходимо искать в конце соглашения, например, раздел «Разрешение споров».

Данное условие может быть подано в следующей форме: «Все конфликты, возникающие между сторонами, решаются в порядке переговоров» или «Перед обращением в суд, недовольная сторона обязана направить другой письменную претензию».

При этом обратите внимание, что в соглашении может быть указан срок, в течение которого сторона может ее подать.

Между физическими лицами

Довольно часто между частными лицами, вступившими в договорные отношения, возникают конфликты. Самая распространенная причина – это невыплата заемщиком, взятых в долг средств.

В таком случае составляется претензионное письмо и направляется на адрес, который указан в договоре соглашения.

При ее оформлении можно столкнуться с тем, что должник, уклоняющийся от выплаты долга, может менять свой адрес проживания. Многие советуют в такой ситуации обращаться сразу в суд.

Правильнее будет выполнить следующие действия:

  1. Вычитать договор. В стандартном соглашении займа обязательно указывают, что стороны должны извещать о таких изменениях.
  2. Далее нужно направить письмо-претензию заказным письмом. При этом следует обязательно сохранить чек.
  3. После получения ответа у кредитора есть все основания обращаться в суд. Законом предусмотрен 30-дневный срок на рассмотрение претензии.

Судебная практика показывает, что заявителю могут прийти претензии о возврате долга, который он не брал. В таком случае дело переходит в суд, где обвиняемый требует соответствующие экспертизы по проверке подлинности подписи.

Образец претензии между физическими лицами.

Между юридическими лицами

Досудебная претензия между юридическими лицами чаще всего возникает в результате образования задолженности.

Передачу претензии юридическому лицу можно осуществлять следующими способами:

  1. Заказным письмом. Данный метод самый надежный, но длительный по времени. Получая претензию в такой способ, вторая сторона поймет о серьезности ваших намерений.
  2. Личное вручение. В таком случае необходимо посетить организацию и вручить претензию. При этом следует проследить, чтобы секретарь или руководитель компании заверили копию этого документа. Также желательно, чтобы был указан номер входящего письма, дата и время получения.

Не рекомендуется отдавать претензию любому из сотрудников организации просто на руки. Будет сложно добиться от него подписи на документе или других действий, на основании которых можно сделать вывод, что письмо будет передано.

Если другого выхода нет, тогда нужно осуществлять передачу претензии, взяв с собой свидетелей. Их показания затем можно будет использовать в судебном порядке.

Срок претензии между юридическими лицами должен быть указан в договоре займа, если такого пункта нет, тогда согласно закона он равняется 30 дням. Составляется она от имени организации, которая выражает недовольство второй стороной.

Между физическим и юридическим лицом

В данной ситуации имеет значение, кто подает претензию. Если она составлена по отношению к юридическому лицу, тогда ее направляют на адрес организации. В случае, когда ответчиком выступает физическое лицо, тогда на адрес его проживания.

Если претензия не была рассмотрена в срок, то ее составитель имеет право обратиться в суд. При этом, если заемщиком выступает физическое лицо, тогда обращаются к мировому судье по месту жительства. При крупном долге (свыше 100 000 руб.) исковое заявление подается в суд общей юрисдикции.

Что делать в случае, если вы получили претензию? Первым делом на нее надо дать ответ, иначе компания или физическое лицо, направившее ее, наделяется правом обращения в суд.

Законодательством не установлена особая форма, однако существует некоторые правила деловой переписки.

Руководствуясь ими в ответе необходимо указать следующую информацию:

  • данные о двух сторонах конфликта;
  • ссылку на договор, который стал предметом спора;
  • далее основной текст, где лицо может выразить согласие с претензией или привести свои доводы;
  • заключительный абзац является резюмирующим, например: «на основании изложенной выше информации считаем претензию по отношению к нашей организации, не подлежащей удовлетворению».

При этом следует понимать, что после отказа удовлетворять условия претензии, можно начинать подготовку к судебному процессу.

Как правильно и где составить претензию на возврат денежных средств по договору займа

Претензия составляется в двух экземплярах, один из них отдается заемщику, а второй остается у кредитора. Наиболее часто к ней прибегают, когда согласно договору займа образовывается задолженность.

Направлять ее можно в любое время, даже когда срок на выполнение обязательств, указанных в соглашении давно истек. В подтверждении правомерности своих действий кредитор может вложить первоначальный договор займа.

Согласно нормам закона заемщик обязан вернуть денежные средства, полученные от кредитора в полном объеме и в срок, который указан в заключенном соглашении. Если срок не был указан, тогда данный процесс регламентируется ст. 810 ГК РФ.

Для того, чтобы получить деньги кредитору необходимо:

  • составить претензию, в которой указать требования о возврате долга.
  • установить срок возврата, который согласно закону, равен 30 дням.
  • обратиться в суд, если должник ответил отказом или проигнорировал просьбу.

Правильно составленная претензия содержит четкую информацию. К обязательным пунктам относят:

  • контактные данные и ФИО лиц, кому направляется претензия, и кто ее оформляет;
  • должны быть указаны основания для ее предъявления;
  • указание информации, при каких обстоятельствах не были возвращены денежные средства;
  • самый главный пункт – это грамотное обоснование своих требований.

В претензии должно быть обязательно указано, какие действия предпримет кредитор в случае отказа от выплаты долга. К письму следует приложить все документы (копии), касающиеся заявленных требований.

Образец

Чтобы вернуть денежные средства заимодавец составляет данный документ в свободной форме, поскольку законодательством не установлен образец. На основании судебной практики сложилась определенная форма претензии, состоящая из нескольких разделов.

Рассмотрим каждый из них подробнее:

  • первая часть раскрывает суть обращения и основания, которые привели к составлению претензии. Здесь приводят ссылки из договора займа, который был подписан сторонами. Также отмечается предмет соглашения, указывается размер долга, который обусловлен условиями сделки;
  • вторая часть содержит данные об исполнении обязательств друг перед другом в рамках рассматриваемого соглашения. При договоре займа обычно указывают, что кредитор полностью выполнил свои обязательства: предоставил требуемую сумму, а заемщик – нет, поскольку не провел своевременные выплаты либо отдал, лишь какую-то часть долга;

Юристы рекомендуют при частичном неисполнении должником своих обязательств, указывать четкие суммы. Сколько вернул заемщик, и какая сумма подлежит взысканию.

  • третья часть посвящена требованиям кредитора. Помимо основной суммы долга заимодавец может потребовать выплату неустоек или штрафных санкций, если данные условия указаны в договоре;

Если такого пункта в соглашении нет, то кредитор согласно законодательству вправе выдвигать различные санкции по отношению к неплательщику.

  • заключительный раздел предполагает обязательное указание сроков, в течение которых заемщик должен предоставить ответ или произвести оплату на счет кредитора. Также данная часть должна нести предупреждающую информацию для должника. В ней указывают, что если заемщик примет решение не удовлетворять претензию, то кредитор обратиться в суд.

Более наглядно ознакомиться с образцом досудебной претензии по договору займа можно здесь.

Кто получатель требования

Претензию предъявляют лицу, которое согласно заключенного соглашения, является ответственным за возврат долга. Если заемщиком является юридическое лицо, тогда претензия направляется на юридический адрес организации.

Если он не был указан в договоре или компания его сменила, то узнать его можно в ЕГРЮЛ. Физическое лицо получает претензию по месту жительства. Фактические адреса не используют, поскольку это может послужить не в пользу кредитора. Если ситуация дойдет до суда, то заемщик может заявить о неполучении письма.

Претензия дает возможность цивилизовано решить вопросы, связанные с взятием займа. Досудебная работа представляет собой тонкий процесс. Во время него не рекомендуется конфликтовать с обвиняемой стороной. Решение спора без обращения в суд позволит сэкономить деньги и время.

Видео: что делать, если вы не можете платить по кредиту

Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас:

+7 (499) 703-43-52 Москва и область

+7 (812) 309-57-61 Санкт-Петербург и область

8 (800) 333-45-16 доб. 530 Регионы

Займы Онлайн © 2018 ·   Войти   · Все права защищены Наверх