Классификация государственных займов

Среди различных видов займов на отдельную ступень можно поставить займы, одной из сторон которых является государство. Чаще всего государство выступает в роли заемщика, тем самым, привлекая для своей деятельности денежные средства юридических и физических лиц.

Сущность таких займов

Итак, государственный займ – это одна из форм покрытия дефицита государственного бюджета. Чаще всего займы выражаются в денежной форме. Средства, полученные по договору займа, распределяются на нужды государства.

Как и любой другой вид займа государственный займ является возвратным и процентным, то есть государство обязано вернуть полученный займ в определенный договором срок, причем дополнительно выплатив проценты, начисленные на сумму основного долга.

Для нужд государства средства могут быть привлечены путем выпуска ценных бумаг и дальнейшего их размещения на рынке капитала, при помощи банков и других финансовых организаций.

Государственный займ имеет свои положительные и отрицательные качества. К положительным аспектам можно отнести:

  • деньги, полученные по договору займа, направляются по покрытие существующего дефицита бюджета, тем самым, контролируя уровень инфляции в стране;
  • займ является наиболее доступным способом для стабилизации экономики государства в период кризиса;
  • государственные займы регулируют наличие денежных знаков у населения.

Однако существуют и негативные стороны государственного займа, к которым относятся:

  • большое количество государственных займов приводит к росту спроса на заемные средства и как следствие к росту процентных ставок на кредиты;
  • займы, полученные государством, увеличивают общий долг страны перед кредиторами. Они не относятся к доходам страны, а значит, чрезмерное их количество может привести к экономической нестабильности;
  • большое количество займов, полученных государством, может привести к существенному повышению налогов для физических и юридических лиц, так как именно налоги являются самой крупной составляющей бюджета страны, а займы в любом случае придется погашать.

Основы классификации

Государственные займы могут быть классифицированы по большому количеству различных признаков. Это связано с тем, что государство занимается разносторонней деятельностью и имеет широкие полномочия.

Основными ценными бумагами, выпускаемыми государством для привлечения свободных денежных средств являются облигации и казначейские обязательства.

Облигации – это долговое обязательство (в данном случае государства), подтверждающее право ее владельца получить определенную сумму денег, состоящую из суммы основного долга и начисленных процентов в указанный срок.

Денежные средства, полученные от продажи облигаций можно направить на пополнение различных фондов и иные цели, оговоренные при выпуске ценных бумаг.

Казначейские обязательства так же являются государственными ценными бумагами, предполагающими выплату указанной суммы в указанный срок.

Основное отличие от облигаций заключается в том, что деньги, вырученные от продажи казначейских обязательств можно направить только на пополнение бюджета страны.

Как разделяются государственные займы в РФ

В зависимости от различных определяющих факторов ценных бумаг государственные займы можно разделить по нескольким признакам.

Классификация и виды государственных займов представлена в следующей таблице:

Параметры классификации Виды займов
Валюта заимствования - внешние
— внутренние
Субъект кредитных отношений - федеральные
— муниципальные
Обращение на рынке - рыночные
— нерыночные
Срок погашения - краткосрочные
— среднесрочные
— долгосрочные
Способ определения дохода - с твердым (фиксированным) доходом
— с плавающим (зависящим от рынка) доходом
Обеспеченности займа - залоговые
— беззалоговые
Характер доходности - выигрышные
— процентные
— беспроцентные
— процентно-выигрышные
— беспроигрышные
Право эмиссии - выпушенные центральными властями
— выпущенные республиканскими властями
— выпущенные местными властями
Способ размещения - обращающиеся свободно
— размещаемые по подписке
— принудительные

Разберемся более подробно с основными видами государственных займов.

По субъектам заемных отношений

Получать государственные займы могут как федеральные власти, так и органы местного самоуправления (городские и региональные власти).

Федеральным заемщиком является Правительство Российской Федерации.

К региональным заемщикам относятся органы областного или городского управления, а так же органы управления республикой или краем.

К местным органам власти можно отнести администрации районов.

Все субъекты заемных отношений обязаны действовать в рамках существующего законодательства. Никаких отдельных требований для того или иного субъекта заимствования нет.

По виду валюты заимствования

По виду валюты заимствования различают внутренние и внешние займы.

К внутренним займам относятся все кредитные отношения, выдаваемые и погашаемые в валюте государства — заемщика.

К внешним займам относятся кредитные отношения, которые выдаются и погашаются в валюте другого государства, отличной от валюты государства — заемщика.

Внутренние займы размещаются на национальных фондовых рынках, а внешние на иностранных площадках.

По сроку привлечения средств

Все государственные займы можно классифицировать относительно срока погашения задолженности.

Выделяют:

  • краткосрочные займы, требующие погашения в течение одного года;
  • среднесрочные займы, которые можно погашать в срок от 1 года до 5 лет;
  • долгосрочные займы, получаемые государством на срок более 5 лет.

Максимальным сроком, на который может быть получен государственный займ, считается 30 лет.

На территории нашей страны одинаково распространены все три вида займов. Однако предпочтения займодавцев относятся займам, имеющим небольшой или средний срок погашения. Это связано с недоверием субъектов заемных отношений к государству.

По обеспеченности

По согласованию обеих сторон займа, последние могут быть обеспеченными или необеспеченными.

К обеспеченным (залоговым) займам в большей степени относятся кредиты, получаемые органами местного управления. В качестве залога может выступать, например, здание администрации или автопарк, принадлежащий администрации.

К такому виду займа прибегают в случае необходимости быстро привлечь достаточно крупную денежную сумму.

Федеральные и региональные власти предпочитают получать беззалоговые займы, то есть ничем не обеспеченные. Наиболее популярным видом необеспеченного займа являются облигации, выпускаемые заемщиками.

По характеру выплачиваемого дохода

Каждый выданный займ должен быть погашен, и иметь определенную доходность. Это и является следующим существенным признаком классификации государственных займов, в соответствии с которым они делятся на:

  • процентные;
  • беспроцентные;
  • процентно-выигрышные;
  • выигрышные;
  • беспроигрышные.

Процентные займы имеют определенную доходность, которая определяется в идее процентов к номинальной стоимости ценной бумаги.

Беспроцентными являются целевые займы, то есть в оплату задолженности государство обязуется предоставить держателю бумаги определенный товар, например, автомобиль. В большинстве случае беспроцентными займами пользуются на местном уровне.

Полученные денежные средства направляются на улучшение качества жизни в определенном регионе.

К выигрышным займа относятся кредиты, доходность которых определяется в результате розыгрыша. Если ценная бумага (чаще всего облигация) попадает в таблицу выигрышных займов, то ее владелец получает доход.

Суть процентно — выигрышного займа заключается в том, что одна часть дохода выплачивается обязательно в виде фиксированной суммы, а другая – подлежит розыгрышу.

Беспроигрышные займы являются выигрышными займами. Разница между этими видами заключается в том, что выигрышный займ может быть доходным (в случае выйгрыша), а может и не иметь доходности.

При беспроигрышном займе эмитент гарантирует, что указанная ценная бумага в течение срока своего действия обязательно выйграет.

В настоящее время в России не выпускаются беспроигрышные и процентно – выигрышные ценные бумаги.

По обращению на рынке

Другим параметром классификации государственных займов является способность обращения ценных бумаг на фондовом рынке.

Здесь выделяют:

  • рыночные обязательства, которые имеют свободное обращение и могут продаваться и покупаться. Доходность таких займов определяется существующей рыночной стоимостью и может варьироваться в зависимости от спроса и предложения;
  • нерыночные обязательства. Такие бумаги выпускаются для привлечения к инвестированию крупных денежных сумм и крупных предприятий, например, банков. Они не имеют свободного обращения на фондовом рынке.

По праву эмиссии

Заниматься выпуском ценных бумаг (эмиссией) могут:

  • федеральные власти (Правительство РФ);
  • региональные власти
  • власти местного управления.

Каждый орган власти может привлекать средства, необходимые для бесперебойной работы своей структуры.

Таким образом, государственные займы являются частью кредитных отношений государства. Они имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Сумма государственного займа регулируется законодательно. Значительное повышение государственного долга может привести к критической экономической ситуации в стране.

Видео: облигации с Андреем Ваниным №1 — виды облигаций и основные понятия

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас:

+7 (499) 703-43-52 Москва и область

+7 (812) 309-57-61 Санкт-Петербург и область

8 (800) 333-45-16 доб. 530 Регионы

Займы Онлайн © 2018 ·   Войти   · Все права защищены Наверх